Ольга Молявко: «Я работаю с тем, что появляется по ходу жизни»
Интервью с художницей Ольгой Молявко о первой персональной выставке в Textura Gallery, работе с текстилем и фестивалях «Том Сойер Фест» в Клинцах и Ардау Арт в Хургаде.
Школа шитья и отдыха ЯУЗА совместно с Textura gallery продолжает мини-серию интервью с художницами, которые занимаются текстильным искусством в Москве.
Ольга Молявко, художница: «Я работаю с тем, что появляется по ходу жизни»
Натюрморт, 2019. Текстильный коллаж, вышивка
Евгения Абрамова, Школа шитья и отдыха ЯУЗА: Вы учились и в Московском художественном училище, и в Суриковском институте, который окончили в 2022 году. Ваши специальности иллюстратора, графика и дизайнера сегодня скорее воспринимаются как связанные с нематериальной, цифровой средой.

И в то же время, вы много работаете именно с физическими предметами: создаете текстильные коллажи, линогравюры на ткани, расписываете керамику и предметы из дерева, вышиваете и шьете.

Как вы для себя объясняете сочетание таких разных практик, противопоставляете ли вы их?

Ольга Молявко, художница: Здесь нет противопоставления: и работа с графическим планшетом, и работа с «живым» материалом — это расширяет твой кругозор и спектр возможностей.
В Суриковском институте открытое отношение к текстильному искусству
Евгения: Как в Суриковском институте относятся к текстильному искусству?

Ольга: Графический факультет, на котором я училась, несколько обособлен, и территориально находится в другом корпусе, поэтому у нас было не так много возможностей познакомиться с тем, что делают другие. Но в целом это было открытое отношение, и когда студенты проявляли интерес к другим материалам, то это приветствовалось.

Мои работы стали появляться в период пандемии: я не могла писать с натуры, работать со станком, и осталась дома без красок и карандашей, но там были тряпочки, лоскутки. Я подумала: «Какая разница, из чего я создаю пятно и линию?» И когда я представила свои первые текстильные работы в качестве свидетельства своего не-безделия, то это было тепло воспринято.

В целом, несмотря на то, что заведение довольно консервативное, если у студента есть желание, то никто ему не будет «подрезать крылья».
Дом, 2020. Текстильный коллаж, вышивка
С материалами такая история: тебе их все время кто-то отдает
Евгения: В Textura Gallery в апреле состоялась ваша первая персональная выставка. На ней были представлены текстильные коллажи, посвященные семейным историям. Это и портрет вашей бабушки Матрены Федосовны, где ее фотография соединена с вышивкой, сделанной как оклад иконы; и ваша фотография с мужем, обрамленная гербарием из сухоцвета на текстиле, тоже оформленная как реликвия. И, наконец, большое полотно с фрагментами фотографий членов вашей семьи в домашнем интерьере.

Расскажите, пожалуйста, о материалах для создания этих, таких личных, работ: где вы их находите, как выбираете и используете?

Ольга: С материалами такая история: тебе их все время кто-то отдает. Когда я начала заниматься текстилем, у меня был набор обрезков, потому что я немного шью. Потом к нему стали добавляться отданные отрезы тканей, про которые люди мне рассказывают, что вот это «моему отцу отдали тридцать метров шинельной ткани, она лежала на даче тридцать лет». Или стопка льняных домотканых полотенец, которые моя приятельница купила в Великом Устюге у какой-то бабулечки.

Мне удалось вытащить много тканей из бабушкиного деревенского дома — какая-то шторка, полотенечко, — и я использовала их в работе о семье и бабушкином доме, это подходило концептуально.

Потом мне перепало много материала, который был соткан на текстильной фабрике в моем родном городе Клинцы.

Сейчас я работаю с тем, что оказывается под рукой, с тем, что появляется по ходу жизни, из-за того, что я часто переезжаю последнее время, и у меня нет мастерской, где можно было бы разложить, разрезать, рассортировать материалы. И я надеюсь, что у меня будет в будущем пространство, где я смогу оценить свои владения и подумать, что еще я могу с ними сделать.
Русалка. Текстильный коллаж, вышивка
«Том Сойер Фест» — это история про память места, про любовь к своим корням
Евгения: Вы участвуете в движении «Том Сойер Фест» и организовали его проведение в вашем родном городе Клинцы Брянской области вместе с вашей подругой Алиной Коленченко. И издали книгу «Клинцы. Азбука городских брендов» вместе с писательницей Анной Березовской.

И в книге упоминается о текстильной фабрике промышленника Сапожкова. Сегодня в Клинцах тоже работают несколько текстильных и швейных предприятий. Что собой представляют эти предприятия сегодня, где они располагаются в городе? Участвуют ли работницы в Фесте?

Ольга: Мы проводили фестиваль три года подряд, приглашали волонтеров, восстановили два деревянных дома и две советских остановки. Это история про память места, про любовь к своим корням. Тогда это было время, когда я начала задумываться о том, откуда я, кто я, почему я оказалась в Москве, затерялась в этом огромном городе. Почему я живу здесь уже 12 лет, зачем, ведь я могу приносить много пользы своему родному городу.

Но когда началась СВО, мы решили не проводить фестиваль. Во-первых, потому что мы очень устали, а фестиваль требовал огромных ресурсов, во-вторых, из-за пограничного расположения Клинцов рядом с Украиной и Белоруссией, где все время происходят обстрелы территории.

А книга стала новым жестом проявления любви к городу, к другой «провинциальности», в которой нет ничего стыдного. Ведь люди, приезжающие в Москву из таких маленьких городов, часто не признаются, откуда они родом, и вынужденно говорят — «я из Брянска». Фестиваль и книга были созданы для того, чтобы люди гордились тем, что родились в Клинцах, ведь это место с богатой историей.

Раньше Клинцы называли Манчестером Черниговской губернии, в советское время в городе производили ткацкие станки, но после развала Советского Союза это все прекратилось, сейчас стало немного восстанавливаться. Я жила рядом со фабрикой, где есть швейное производство, но это частный бизнес, и они не говорят о продолжении традиций и прочее. В рамках фестиваля мы с ними не сотрудничали, хотя можно будет подумать над этой идеей.
Красное море. 2022. Текстильный коллаж, вышивка
Бисер оказался лучшим материалом для отображения красочности Красного моря
Евгения: Вы принимали участие в Ардау Арт Фестивале в Хургаде в 2021 году, который организует Ардау Девелопмент для развития туристической зоны на побережье Красного моря. И вы сделали серию текстильных коллажей, посвященных достопримечательностям Египта.

Удалось ли вам в рамках фестиваля познакомиться с местными мастерами, занимающимися текстилем и поработать с тканями, созданными в Египте?

Ольга: В фестивале участвовало много художников из разных стран, и мне было невероятно интересно узнать, как по-разному все работают, какие инструменты и техники они используют.

Это было время моего глубокого погружения в текстиль, мне хотелось не делать наброски, а отталкиваться только от впечатлений, и работать только с текстилем. Я поехала туда со своими нитками, лоскутками и бисером, который оказался лучшим материалов для отображения красочности Красного моря, от него я была в полном восторге.

В новых местах я стараюсь узнать больше и про местные ткани, и про национальный костюм, но в тот раз мне не удалось это сделать из-за занятости на фестивале, но мы ездили в сопровождении российского консула по нетуристическим местам. И свои текстильные работы о Египте я сделала по воспоминаниям и фотографиям, в том числе, от этих поездок.
Красное море 2. Текстильный коллаж, вышивка, бисер
Меня восхищает идея сшить одежду из куска ткани
Евгения: Вы шьете фартуки для художниц, шопперы, украшенные линогравюрой, наволочки с вышивкой. Когда вы научились шить на швейной машинке, и какая модель машинки у вас сейчас? Помогал ли вам кто-то советами, как сшить ту или иную вещь?

Ольга: Первые швейные опыты у меня были на уроках технологии в школе, и меня восхищает идея сшить одежду из куска ткани. Мой первый учитель шитья — Елена Викторовна Севрюкова, я занималась с ней рисунком в московском художественном училище, и видя мой интерес к шитью, она приносила мне выкройки.

Но начинала я шить без выкроек, закалывала и нарезала прямо на ткани. Елена Викторовна мне подсказывала, что можно сделать цельнокроенный рукав, например, и не надо пытаться его сложно припосаживать.

Шью я на швейной машинке Janome, ей уже лет десять. Я ее выбрала, потому что стоила она недорого, и она делает базовые стежки, в том числе зигзаг — им я обрабатываю швы.

И одежду я шью в основном для себя, а для друзей — такие простые вещи, как фартуки, сумки. Это происходит стихийно: я увидела какое-то платье, ищу выкройки на сайте Бурды, собираю верх от одного платья, низ — от другого. Так и получается платье.
Фото: Ольга Молявко, Textura Gallery
Школа шитья и отдыха ЯУЗА совместно с Textura gallery
представляет мини-серию интервью с теми,
кто занимается текстильным искусством в Москве

Первое интервью в серии —
с художницей Ириной Синичкиной