Ирина Синичкина: «Текстильные картины – это и есть живопись»
Как современные художницы работают с текстилем и какие открытия совершают на этом пути? Почему они выбирают этот медиум, и где находят ткани, нитки и инструменты? Какие технологии используют для создания своих работ?

Школа шитья и отдыха ЯУЗА совместно с Textura gallery представляет мини-серию интервью с теми, кто занимается текстильным искусством в Москве.
И первое интервью в серии — с художницей Ириной Синичкиной.
Современное текстильное искусство в Москве

Текстиль как художественный медиум и техники работы с ним становятся все более востребованными среди современных художниц.

Они обращаются к текстилю как к материалу, объединяющему в себе как традиционное ткачество, вышивку, лоскутное шитье, так и современные эксперименты с новыми, более экологичными материалами и технологиями.

Как современные художницы работают с текстилем и какие открытия совершают на этом пути? Почему они выбирают этот медиум, и где находят ткани, нитки и инструменты? Какие технологии используют для создания своих работ?

Школа шитья и отдыха ЯУЗА совместно с Textura gallery представляет мини-серию интервью с теми, кто занимается текстильным искусством в Москве.

И первое интервью в серии — с художницей Ириной Синичкиной.
Ирина Синичкина: «Текстильные картины — это и есть живопись»
Счастье, 2021. Холст, текстиль, авторская версия техники rug hooking
Евгения Абрамова, Школа шитья и отдыха ЯУЗА: Вы учились живописи у правнука Павла Флоренского — Василия, участника питерской группы «Митьки». А первые текстильные работы — картины, вы начали создавать сравнительно недавно, в 2018 году, и в них присутствует та же мягкая ирония и карикатурный юмор, что и в работах «Митьков». Как произошел этот переход — от живописи к текстильному искусству?

Ирина Синичкина, художник: К Василию Флоренскому я ходила учиться классической живописи, уже после того, как отзанималась в детстве в изостудии в городе Балашихе, где жила с родителями. И годами у меня была другая жизнь, творческая работа, но как-то все было не то, не было контакта с самой собой.

Возможно, это звучит смешно, но я стала делать текстильные картины, когда бросила курить. Курение для меня было многолетней привычкой, которую я ассоциировала с собой, с идеей свободы. И человек не курящий — это человек, который оказался на другой планете, без всего, поэтому я запретила себе ходить в те места, где курила, стала смотреть сериалы вместо чтения книг, стала вести дневник. И недели через три произошел прорыв: я поняла, что хотела бы что-то делать руками. Так я стала собирать ветки, шкурила их, вязала из ниток, резала камни.

И когда начала делать ковры, это стало каким-то удивительным делом, техникой, открывшей новые возможности. У меня появилось ощущение, что выстроилась очередь из сюжетов, которые нужно воплотить. Мне тогда повезло: был заказ на текстильные панно для оформления хостела, где главным был портрет минералога Александра Ферсмана с персиками, а остальное я была вольна придумать сама. На этих восьми работах и родился мой художественный язык вместе с рядом тем, которые потом менялись и развивались.

И в этом смысле, я не сказала бы, что это переход от живописи к ткачеству. Это и есть живопись.
Когда я начала делать ковры, это стало каким-то удивительным делом, техникой, открывшей новые возможности
ЕА: Какие преимущества вы нашли в ковровой технике по сравнению с вязанием, вышивкой и работой с деревом и камнем?

ИС: Преимуществ масса! Во-первых, очень богатая цветовая палитра, разнообразные цвета. Мировая текстильная промышленность их нарожала в огромном количестве.
Если вы сейчас пойдете в магазин «Леонардо» (где продаются товары для творчества и рукоделия – АЕ), вы выйдите оттуда «без штанов», купив какие-то три фигни – так все дорого.
Поэтому, это, конечно, один из самых дешевых видов творчества, потому что тряпки вам отдаст даром кто угодно.
Сейчас я для себя открыла объем в картинах и «поженила» его с вышивкой, и таких открытий меня ждет еще очень много, и это очень вдохновляет!
Для меня эта тема шире, чем просто ресайклинг, потому что вещи человека в каком-то смысле — это и есть он сам
Без названия, 2021. Холст, текстиль, авторская версия техники rug hooking
ЕА: «Тряпичная лапша» — так вы называете полоски тканей и трикотажа, которые перерабатываете из ненужной одежды и домашнего текстиля. Сегодня это одно из самых популярных направлений в экологическом движении, направленное на повторное использование материалов, и прежде всего — одежды. Расскажите, пожалуйста, про особенности сбора, отбора, обработки тканей для ваших работ. И важно ли для вас, что «тряпичная лапша» — это именно вторично используемый материал?

ИС: Безусловно, да! Проблема помоек неисчерпаема, и я не знаю, когда человечество с ней все-таки сможет разобраться. Но одновременно я себя чувствую этаким паразитом на теле общества потребления. В том смысле, что если все станут разумно потреблять, то из чего я буду делать ковры?! Хотя на мой век все-таки, я думаю, материала будет достаточно.

Для меня эта тема шире, чем просто ресайклинг, потому что вещи человека — как его кожа, в каком-то смысле его вещи — это он сам и есть. Мы долго вырабатываем стиль, думаем, какие цвета нам идут. В какой-то рубашечке, которая висит в магазине вы сразу узнаете себя, да? А потом это приходит ко мне.

И я понимаю, что это вещь, в которой человек терял работу, находил работу, восхищался, любил, встречал внучку из роддома, что-то еще такое с ним происходило постоянно. Это часть чужой жизни, которая в одной картине встречается с другой жизнью, хотя эти люди между собой не знакомы. Я осознала, что у меня есть вещи моего шефа, который умер в 2020 году от ковида, и ползунки младенца, который родился в 2020 году. Для меня это магическое действие.

У меня был сатиновый купальник моей бабушки, сшитый портнихой. Я от него отрезала по маленькой полосочке и вставляла в картины, и у меня было ощущение общности с бабушкой. Сейчас у меня есть рубашка моего лучшего друга, который тоже умер в 2020 году, и я тоже чувствую его присутствие через его одежду. Это магическое мышление, конечно, и обрядовый момент, и культ предков.
Жар-птица, 2023. Холст, текстиль, авторская версия техники rug hooking
ЕА: Вы работаете над картинами в городской квартире в Москве и в деревенском доме в Рязанской области. Как устроена ваши художественные мастерские в этих местах? Где вы храните материалы и инструменты, много ли места они занимают?

ИС: У меня, к счастью, есть мама, которая живет в Балашихе, и основная масса материалов хранится там: в одной отдельной комнате стоит огромный шкаф с контейнерами.

Я разрезаю все тряпки, которые мне отдают, избавляю их от швов, которые занимают много места, уменьшая на треть общий объем, и раскладываю по цветам в пластмассовые контейнер. И таких контейнеров около тридцати. Когда мне нужно делать какую-то вещь, я выбираю цвета и складываю их в отдельный контейнер. От картин всегда остаются полоски, которые я тоже сохраняю, и затем использую.

Чаще всего я работаю с несколькими основными цветами – черный, белый, серый и синий, самый популярный. Много отдают красного, считая, вероятно, что меня красный цвет меня особенно порадует. Желтый, оранжевый и металлик, который я даже немного иногда покупаю дополнительно в магазине «Ткани Online» в Сокольниках вместе с другими необыкновенными лоскутами.

ЕА: С какими именно тканями вы работаете, как вы определяете их состав?

ИС: У моей «тряпичной лапши» самый разный состав, который и создает ландшафт картины – это хлопок, трикотаж, синтетика. Его можно выгладить, но я стараюсь этого не делать, т.к. считаю это красивым. Проще сказать, что я не использую – это грубые ткани: лен, джинса. Очень удобно работать с мужскими офисными рубашками: в них стали добавлять много синтетики, и за счет этого они хорошо держат полоску. И удобны в работе ткани, которые сильно не сыпятся; ацетат, крепдешин – это уже проблема, но я и их все-таки использую, если они подходят по цвету.
Фрида Кало, Пушкин, Толстой, Достоевский. Серия "Портреты", 2021. Холст, текстиль, авторская версия техники rug hooking
ЕА: Где вы берете мешковину для холстов?

ИС: Смеется. Я по-прежнему беру мешковину в Smart Cafe на ВДНХ, где мелят кофе и выносят мешки на улицу. У них раньше были необыкновенные мешки из Эфиопии, но их больше не завозят, и я пытаюсь найти другую точку.

До этого я перепробовала разные варианты: и белорусскую мешковину фирмы «Изо льна», которую перестали выпускать, и мешковину 50 рублей за рулон, но она не вполне подходит, но самый лучший материал – это советские мешки средней плотности, хотя их уже давно не производят. Мои портретики как раз начались именно с того, что я начала «спасать» такие мешки, чтобы они не сгнили. Но после того, как у меня «посыпалась» целая картина, я поняла, что лучше найти им альтернативу.

ЕА: Какие инструменты для текстильных картин вы используете?

ИС: Я начинала работать с вязальным крючком, но им было неудобно пользоваться, т.к. наутро сводило руку. И чтобы договориться со своим телом, я стала заниматься йогой, а во время преподавания по программе «Московское долголетие» разработала специальную технику и разъясняла бабушкам, как правильно держать руку, чтобы делать это не как придется, а сохраняя здоровье.

Но это давно существующая техника с богатым инструментарием, который я не могу понять, зачем использовать, например, приспособление с выгнутыми крючками. Поэтому сейчас я работаю сапожным шилом для дратвы с крючком номер 2 или 3.

Для работы мне еще сделали идеальный станок, где можно разместить картину во время работы над ней, потому что, когда делаешь на коленях большую картину, она сползает и страдает плечевой пояс. А такой станок очень удобен в работе.
Выставка "Луна в Рыбах" посвящена Космосу как бесконечному пространству
ЕА: Согласны ли вы с тем, что текстильное искусство стало более популярным благодаря социальным сетям, где, на первый взгляд, художницы получили больше возможностей показывать свои работы и процесс их создания, но в то же время, вынуждены учитывать непрозрачные принципы работы алгоритмов соцсетей?

ИС: У меня есть аккаунт в Инстаграм*, который мне завел сын перед выставкой в Питере, и потом я решила, что буду продолжать его вести уже сама. Я выкладываю там свои работы, и мы взаимно подписаны с совершенно замечательными художниками, среди которых и моя любимая канадская художница Лаура Кени (Laura Kenney). И благодаря американскому ресурсу Handhooked Current, популяризирующему технику rug hooking, который опубликовал три моих работы, я познакомилась и с современными художественными работами, и с историей этой техники.

ЕА: У вас открылась персональная выставка в Textura Gallery, чему она посвящена, какие работы вы на ней представляете?

ИС: Выставка посвящена Космосу как бесконечному пространству. Для меня это та самая загадка, которая никогда не будет разгадана. Мне кажется, Космос всем интересен: он вокруг нас и где-то далеко вместе с тем. Космос — это что-то магическое, ритуальное, очень большое и не познаваемое.

Выставка Ирины Синичкиной «Луна в Рыбах» в Textura Gallery открыта до 23 марта 2024 года
Фото: Textura Gallery

*Инстаграм — продукт компании Meta*, признанной экстремистской организацией на территории РФ