Знамя за утюг
Выставка «Ширпотребная симфония» художницы и исследовательницы Юлии Шафаростовой
Художница Юлия Шафаростова сделала выставку в ЦТИ «Фабрика», посвященную двум предметам — утюгам и дверным звонкам, которые выпускало предприятие «Электрозавод», располагающееся на другом берегу реки Яуза. На выставке можно узнать об истории разработки и запуска в производство утюгов, и оценить швейное мастерство художницы, сшившей «Знамя передовика».
Несмотря на широкое распространение немнущихся тканей и трикотажа, значительная часть материалов по-прежнему нуждаются в так называемой влажно-тепловой обработке, т. е. в утюжке, или глажке.

И утюг в этом деле — главный инструмент. На рынке потребительских товаров моделей утюгов — великое множество. Большинство из них сделаны из легкой пластмассы, с антипригарной подошвой, с функцией терморегуляции, пара и очистки — это стандартный набор у простого, как сегодня представляется, бытового прибора. Утюг, не обладающий такими функциями, считается устаревшим, неудобным, и тяжелым. От него избавляются, как только представляется такая возможность, меняя на более современную модель.

Так что, утюг модели УТ-1000, который выпускали на «Электрозаводе» представляет интерес только в историческом плане. И выставленный как музейный экспонат, он способен производить скорее сентиментальные ностальгические воспоминания о позднесоветском городском быте.
Утюги на выставке «Ширпотребная симфония» — это тяжесть еще и другого рода: производственная. В них, как в соседствующих с ними дверных звонках, проступают проблемы плановой экономики советского периода: нерациональное хозяйствование и низкая производительность труда. А вместе с ними — и производственные конфликты.

Об этом свидетельствуют публикации в газете «Электрозаводец», которые появились на свет для широкой публики благодаря художнице Юлии Шафаростовой, которая прочла подшивки газеты с 1960-х по конец 1980-х годов, хранящиеся в отделе газет и журналов Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге.

И нашла модели утюгов, которые готовили к выпуску около 20 лет.
В газете заводские отделы, занимавшиеся разработкой и производством утюга, обменивались публикациями, где отчитывались о ходе работы и перечисляли причины, по которым утюг не был готов к вводу к производству.

Конструкторы Л. Махарадзе и О. Рулев писали: «Конструкция утюга несколько раз переделывалась и что всякий раз из-за этого становилась непригодной оснастка.

В 1972 году была полностью разработана документация на этот бытовой прибор. По этой документации была изготовлена оснастка, которая, как это нередко бывает у нас на заводе, не соответствовала чертежам…

Далее посыпались приказы отделу о переделках конструкции и применении ранее не предусмотренных покупных изделий. В начале предполагалось ставить терморегулятор тросянецкого завода „Электроприбор“, но потом ОГК получил указание разработать свой терморегулятор… В результате пришлось переделывать подошву и, как следствие, много других деталей.

Затем последовал приказ об установке нагревательного элемента Харьковского электромеханического завода вместо нагревателя от электроутюга У-70, … пришлось снова пересмотреть конструкцию. После этого было указание об использовании того же нагревателя, но с измененной конфигурацией, затем об использовании подошвы с залитым нагревателем и т. д.

Так продолжалось два года…»
Конструкторы в завершении публикации предлагали создать единое конструкторское бюро, которое отвечало бы за разработку утюга, и, можно предположить, что их предложение было реализовано, потому что в итоге утюг все-таки был запущен в производство, и его модель — УТ-1000, 1988 года изготовления, — представлена на выставке. Более того, таким утюгом действительно пользовались, а у некоторых посетительниц выставок этот прибор применяется в хозяйстве до сих пор. Однако, такие утюги часто ломались, были тяжелыми, плавили ткани, и не имели функции пара.

Кому тогда могло бы быть вручено «Переходящее знамя за заслуги в разработке утюга УТАП-1000»? Оно сшито художницей из красного бархата, отделано золотистой бахромой по краям, а надпись и силуэт утюга сделаны в технике аппликации ручными стежками.
Школа расспросила художницу о знамени, материалах, из которых оно сшито, и времени, которое потребовалось для такой кропотливой работы.

Евгения Абрамова: Юлия, почему вы выбрали именно знамя? Что именно оно знаменует?

Юлия Шафаростова: На семейной даче хранится красное советское переходящее знамя с вышивкой, которое мои родители раньше каждый раз вывешивали на Первомай — для проекта этот образ пришелся очень кстати. Ведь выпуск утюга на «Электрозаводе» задерживался по множеству причин, а отделы «отфутболивали» друг другу ответственность. Мне показалось, что переходящая ответственность и переходящее знамя идеальны друг для друга.
ЕА: Какие материалы вы использовали, где и как вы их искали?

ЮШ: Красный бархат я нашла на «Авито» — он сохранился ещё со времен СССР. Изначально я искала атлас, но затем решила, всё же, остановиться именно на этой ткани. Золотая ткань, бахрома, нитки и бисер — современные, и мне кажется, что они неплохо подошли к винтажному бархату.

ЕА: Почему вы использовали такую трудоемкую ручную вышивку для знамени, ведь строчка зигзаг на бытовой швейной машине — это было бы более быстрое и простое решение?

ЮШ: Так сложилось с детства, что в своей швейной практике я не использую машинку. Пыталась много раз, но мне это не доставляет удовольствия, и я неизменно возвращаюсь к ручному шитью — изделие получается уникальным, со множеством «ошибок» и неровностей. Я считаю, что это придает каждому предмету сильную индивидуальность и отдаляет мои произведения от их промышленных собратьев. А ещё этот шов, почему-то, с самых ранних лет у меня один из любимых — хлебом не корми, дай обметать им края салфетки :)

ЕА: Тогда как долго вы вышивали и шили знамя?

ЮШ: Шила его с большими перерывами — из-за толстой ткани я постоянно повреждала себе пальцы иглой. Поиск всех материалов тоже занял немало времени, например, для удобства было важно, чтобы край золотой ткани не осыпался. В общей сложности на производство ушло 2 месяца.
Текст: Евгения Абрамова. Фото: Юлия Шафаростова, Мария Рагозина, ЕА

Юлия Шафаростова Телеграм
Школа шитья и отдыха ЯУЗА Телеграм ВКонтакте