В защиту зигзага
Зигзаг — аутсайдер в мире шитья. Его стыдятся, скрывают и стараются от него избавиться при первой возможности. Вместе с тем, это удобный, простой и самый распространенный способ обработки открытых срезов деталей при шитье. Можно ли сделать зигзаг привлекательным? Да, — считают в Школе шитья и отдыха ЯУЗА.
Зигзаг – так называется строчка, буквально зигзагообразная, когда один стежок делается справа, а следующий – слева, образуя непрерывную и при этом извилистую линию. Его используют для окантовки края ткани, он предотвращают ее осыпание, благодаря чему одежда служит дольше и выглядит более аккуратной изнутри. Зигзаг также применяется как декоративная строчка в текстильной аппликации, вышивке и стежке – его длину и ширину можно варьировать, меняя базовые настройки на машинке.

Сегодня каждая бытовая машинка делает строчку зигзаг, однако, так было не всегда. С момента изобретения первых машин в конце XIX века и до середины XX века, домашнее швейное оборудование шило только прямой строчкой, только под конец этого периода начали использовались специальные приспособления для создания зигзага: они меняли положение ткани под лапкой, или положение держателя иглы.
Зигзаг был желанной новой строчкой, олицетворявшей современность, технологический прогресс и усовершенствованную технологию. Возможность быстро и аккуратно обработать край изделия не бельевым швом или окантовкой, которые требуют куда больших усилий и времени, — зигзаг ценился как новшество, доступное любой шьющей домохозяйке. Его эстетическая привлекательность была равна сбереженному времени: зигзаг был бесценен, легок, изящен и прекрасен.

Весь путь зигзаг сопровождал оверлок, или оверлочная, окантовочная строчка в несколько нитей — конкурент зигзага в скорости и аккуратности при шитье. Оверлок для промышленных целей был изобретен чуть позже прямострочной машины, а адаптирован для домашнего использования в 1970-е годы, и с тех пор набирал все большую популярность вместе с трикотажем, для обработки которого оверлок подходил, а зигзаг — нет.
С тех пор зигзаг все дальше уходил в тень на фоне оверлока, с которым он уже даже не соперничает, тем более, что оверлок тоже совершенствуется и способен теперь не только окантовывать срезы, но и одновременно соединять две и более деталей одновременно, выполнять разные виды эластичных швов и даже заменить собой прямую строчку на цепной стежок, если это коверлок.

На этом фоне зигзаг стал символом «плохого» шитья, собрав вокруг себя много негативных оценок, которые сопровождают тех, для кого шитье — это хобби, а не профессия. Зигзаг сегодня — это синоним «кривизны», «грязи», «лени» и «бедности» в шитье, словом, всего того, что, по мнению оценивающих, шьющему человеку следовало бы исправить к лучшему.
Зигзаг рассматривается как низшая ступень на пути к высотам швейного мастерства, и поэтому по мере совершенствования навыков якобы следует переходить либо к более дорогой «люксовой» обработке закрытыми швами, либо к обработке оверлоком, и включать в свой швейный репертуар трикотаж.

Технически зигзаг не обрезает срезы, в отличие от оверлока, а сохраняет их как есть — вырезанные ножницами, которые направляет человеческая рука, и с торчащими наружу нитками, потому что многие ткани осыпаются на срезах, а зигзаг не закрывает полностью их внутри окантовки. Эта техническая особенность зигзага якобы оставляет изнаночную сторону изделий «грязной», что считается недопустимым среди сторонниц «чистового», «чистого» метода шитья.
И, наконец, отсутствие стремления к новым покупкам дополнительной швейной техники типа оверлока или к использованию закрытых швов может оцениваться другими как нехватка и недостаток — денег, свободного времени, усидчивости, трудолюбия, чувства прекрасного.

Но что, если взглянуть на зигзаг по-другому, и представить его критику как комплимент?
Тогда можно увидеть, что бытовой прямострочной машинки с зигзагом оказывается достаточно для занятий шитьем и созданием разных вещей, как одежды, так и аксессуаров из текстиля. Ведь можно совмещать и обработку зигзагом, и обработку косой бейкой или бельевым швом в одном изделии. И выбирать между ними, опираясь на свои собственные силы, опыт и время. В таком случае покупка оверлока уже не представляется чем-то обязательным.
Зигзаг — минималистичен, он создается переплетением всего двух ниток с помощью одной иглы. Он также помогает сохранить наши ресурсы, когда две разные швейные операции можно сделать на одной машинке и теми же нитками. Таким образом остается буквально больше пространства, свободного от оверлока и как минимум трех бобин ниток, не говоря о дополнительных комплектах разных приспособлений. И у нас остается больше времени, уходящего на наладку, заправку, чистку второй машинки.
Зигзаг показывает нам срезы ткани как по-настоящему сшитые, рукотворные, приближенные к ручным стежкам, когда каждый следующий чуть отличается от предыдущего и последующего. Тем более, что ширину и длину стежка можно регулировать с помощью настроек, и под каждую ткань подбирать свой вариант окантовки зигзагом.

И, наконец, зигзаг можно рассматривать как швейный первоэлемент, самодостаточный и прекрасный. Он — древний орнамент, изображающий изменчивость и повторяемость одновременно. И в этом смысле он может присутствовать в каждом сшитом изделии.